4 марта первый вице-премьер Андрей Белоусов предложил работающему в России иностранному бизнесу три варианта дальнейших действий:
- иностранные инвесторы продолжают работу в России;
- иностранные инвесторы передают на неопределенное время свой бизнес под управление российских партнеров;
- закрывают бизнес в России.
По словам Белоусова, выбор иностранным бизнесом третьего варианта будет означать для российских властей умышленное банкротство и они смогут использовать механизмы ускоренного банкротства.
А что говорит закон?
С точки зрения закона если иностранный инвестор уходит из России (например, из-за санкций или ухудшения ситуации на рынке) и не оставляет за собой критической задолженности перед контрагентами, работниками и бюджетами, то речи о банкротстве российской «дочки» в принципе идти не может. Тем более сами по себе закрытие бизнеса и ликвидация компании не являются основанием для привлечения к уголовной ответственности за умышленное банкротство. Для привлечения к уголовной ответственности необходимо установить, что:
- компания отвечает признакам неплатежеспособности и недостаточности имущества и
- стала банкротом в результате умышленных действий (бездействия) ее руководства и бенефициаров.
Без такого умысла уголовная ответственность иностранным инвесторам не грозит. По крайней мере, так работает правовая система сейчас.
Безусловно, законодатель может изменить Уголовный кодекс, поправить составы преступлений или ввести новые составы для иностранных инвесторов. Но тогда мы, как минимум, столкнемся с нарушением принципа равенства людей перед законом и судом, а также с непропорциональными наказаниями по признаку принадлежности к той или иной стране.
Ответственность за преднамеренное банкротство предусмотрена ст. 196 Уголовного кодекса.
Это действия (бездействие), заведомо влекущие неспособность компании полностью удовлетворить требования ее контрагентов и заплатить все налоги. Ущерб от таких действия должен превышать 2,25 млн руб. Более тяжкие составы предусмотрены за умышленное банкротство по предварительному сговору или организованной группой.
Методика выявления признаков преднамеренного банкротства определена правительством во Временных правилах проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства и в изданных службой приставов методических рекомендациях.
Согласно Временным правилам, арбитражный управляющий анализирует коэффициенты, по которым оценивается платежеспособность компании. И если два и более коэффициента существенно ухудшились (например, слишком низкие активы или не хватает оборотных средств), управляющий переходит ко второму этапу – изучает сделки, которые привели к ухудшению коэффициентов.
Если в итоге он обнаружит сделки, заключенные на нерыночных условиях (например, замена ликвидного имущества неликвидным, отчуждение основного актива, без которого бизнес невозможен), то управляющий обязан составить заключение о наличии признаков преднамеренного банкротства. В дальнейшем это заключение может стать основанием для обращения в правоохранительные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела. Провести похожий анализ может и судебный пристав, если уже возбуждено исполнительное производство.
Однако сами по себе выводы арбитражного управляющего и судебного пристава не могут стать основанием для привлечения к уголовной ответственности, так как они не являются органами предварительного расследования и судом.
Не последний вопрос — кто больше всего пострадает от такого подхода к иностранным инвесторам? Менеджмент российских компаний с иностранным капиталом это, как правило, граждане России. А в нынешних геополитических условиях привлечь к ответственности иностранных менеджеров и бенефициаров, находящихся в США или Европе, российские правоохранительные органы едва ли смогут.
Новая процедура?
Также сложно пока понять, о какой процедуре ускоренного банкротства говорит Белоусов. Законом о банкротстве предусмотрены только упрощенные процедуры банкротства:
- ликвидируемых компаний,
- так называемых отсутствующих должников и
- специализированных обществ и ипотечных агентов.
Упрощенное производство заключается в том, что в отношении компании вводится сразу процедура конкурсного производства, минуя процедуру наблюдения. Иных принципиальных отличий от обычного банкротства нет.
В любом случае процедуру банкротства будут проходить именно российские компании, а не иностранные инвесторы, так как российский суд не вправе рассматривать дела о банкротстве иностранных компаний.
Кроме того, возникают вопросы с тем, как государство (например, через налоговые органы) сможет инициировать процедуру банкротства, если, например, у российской «дочки» не будет задолженности перед российским бюджетом? В данном случае банкротство будет зависеть от инициативы иных кредиторов компании, которые возможно и не захотят обращаться с заявлением о банкротстве. Да и анонсированный правительством мораторий на банкротство также входит вразрез с предложением ввести некую «ускоренную процедуру» банкротства. Однако дождемся официальных изменений закона и посмотрим, как он будет работать.